Родителям
хочется видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся,
умеющим
общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребёнку самому удаётся разобраться
в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Задача взрослых -
помочь ему в этом.
Способность в общении включает в
себя:
1.
Желание
вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»)
2.
Умение
организовать общение («Я умею»), включающее умение слушать собеседника, умение
эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
3.
Знание
норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я
знаю»).
В возрасте 3-7 лет ведущей является
игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в
самостоятельности, новых впечатлениях и в общении. Большинство родителей
уверены в том, что ребёнку нужны тёплый дом, хорошая еда, чистая одежда,
хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда
хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребёнку в его
трудностях, как стать не просто родителями, настоящим другом. Отдельно хотелось
бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника - конфликтность,
агрессивность, застенчивость и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин
личностных проблем ребёнка могут быть психофизиологические, соматические,
наследственные, а также неблагополучные отношения в семье.
Важным компонентом благополучного
развития ребёнка является формирование адекватной самооценки, на становление
которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчёта в
этом (уже с самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки –
активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на
контакт.
Советы
родителям по формированию адекватной самооценки:
- Не оберегайте своего ребёнка от
повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но не перегружайте
его тем, что ему непосильно. Пусть ребёнок выполняет доступные ему задания и
получает удовлетворение от сделанного;
- Не перехваливайте ребёнка, но и не
забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так
же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;
- Поощряйте в ребёнке инициативу.
Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть
в чем-то лучше его;
- Не забывайте поощрять и других в
присутствии ребёнка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш
ребёнок может также достичь этого;
- Показывайте своим примером
адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности
и результаты дела;
- Не сравнивайте ребёнка с другими
детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно,
будет завтра).
Игры,
позволяющие выявить самооценку ребёнка
«ИМЯ»
- предложить ребёнку выбрать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить
свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию
о восприятии и принятии имени ребёнком.
Как
строить взаимоотношения с конфликтными детьми:
- Сдерживайте стремления ребёнка
провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды
друг на друга или бормотание чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех
родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И
тогда чаще всего разражаются «бури»;
- Не стремитесь прекратить ссору,
обвинив другого ребёнка в её возникновении и защищая своего. Старайтесь
объективно разобраться в причинах ее возникновения;
- После конфликта обговорите с
ребёнком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего
ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности,
способы выхода из конфликтной ситуации;
- Не обсуждайте при ребёнке проблемы
его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и
будет продолжать провоцировать их;
- Не всегда следует вмешиваться в
ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и
начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в
него – дети сами могут найти общий язык, при этом они учатся общаться друг с
другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает
жертвой, следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости
у побежденного.
Принципы
общения с агрессивным ребёнком:
- Для начала поймите причины, лежащие
в основе агрессивного поведения ребёнка: он может привлекать к себе внимание,
возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет,
используя для этого не самые лучшие средства;
- Помните, что запрет, физическое
наказание и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления
агрессивности;
- Дайте возможность выплеснуть свою
агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку,
помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта,
который вызывает злость;
- Показывайте ребёнку пример
миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте
при ребёнке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах,
строя планы мести;
- Пусть ваш ребёнок в каждый момент
времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний
раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.
Игра
на выплеск агрессивности:
«Брыкание» - ребёнок лежит на спине,
ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей
ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и
скорость брыкания. На каждый удар ногой ребёнок говорит «нет», увеличивая
интенсивность удара.
Застенчивость
Последствия:
- Препятствует тому, чтобы
встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от
приятного общения;
- Удерживает человека от выражения
своего мнения и отстаивания своих прав;
- Не дает другим людям возможности
оценивать положительные качества человека;
- Усугубляет чрезмерную
сосредоточенность на себе и своем поведении;
- Мешает ясно мыслить и эффективно
общаться;
- Сопровождается переживаниями
одиночества, тревоги и депрессии.
Помощь ребёнку в преодолении
застенчивости – разрешима, пока ребёнок еще маленький. Так как с возрастом у
застенчивого ребёнка складывается определенный стиль поведения, он начинает
отдавать себе отчёт в этом своем недостатке.
Советы
родителям замкнутых детей:
- Расширяйте круг общения вашего
ребёнка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;
- Подчеркивайте преимущества и
полезность общения, рассказывайте ребёнку, что нового и интересного вы узнали,
а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;
- Стремитесь сами стать для ребёнка
примером эффективно общающегося человека;
- Если вы заметили, что несмотря на
ваши усилия, ребёнок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь
за квалифицированной помощью.
Уважаемые
родители - надеюсь, что эти рекомендации помогут Вам в вопросах воспитания
детей.
Воспитатель Татьяна Федорова
Комментариев нет:
Отправить комментарий