Современные дети с
раннего детства так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они
слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах.
Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут
приобрести — также соприкосновение с миром финансов. Именно поэтому в
дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление —
экономическое воспитание. Педагог поможет создать у малыша правильное
представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих
важных понятиях.
Зачем
и как заниматься с детьми экономикой
Экономические
занятия проводятся в дошкольном учреждении (далее — ДОУ) в рамках
образовательной деятельности по познанию окружающего мира (блок
«Социализация»). Они преследуют следующие цели:
· Дать понятие о
деньгах, научить бережно относиться к ним.
· Сформировать
понимание значения труда в жизни человека.
· Рассказать о
процессе производства товаров и их потреблении.
· Познакомить с
термином «реклама».
· Научить полезным
бытовым привычкам.
· Способствовать
развитию разумных потребностей.
Таким образом,
экономическое воспитание в ДОУ включает в себя следующие основные блоки:
· труд и его
продукт;
· деньги;
· реклама;
· экономика в быту.
Задачи и приёмы,
актуальные для детей разного возраста
Экономические
занятия в детском саду целесообразно начинать со средней группы:
· Четырёхлетние
малыши узнают, откуда берутся разнообразные товары в магазинах.
· Дети узнают, что
каждый товар имеет свою цену.
· Расширяется знание
о профессиях, воспитывается уважение к трудящимся людям.
· Ребята знакомятся
с понятием семейного бюджета, его составляющими:
· зарплата
родителей;
· пенсия бабушки с
дедушкой;
· стипендия старшей
сестры или брата.
· Вводится понятие
«потребности человека».
· Дошкольники
получают начальное представление о рекламе — способе донести информацию о
товаре до потребителя.
На занятиях с
детьми пятого года жизни будут эффективны следующие приёмы:
· Обязательное
присутствие игрового компонента. Например, на каждое занятие к ребятам приходит
один и тот же сказочный персонаж, к примеру, гномик Экономик или игрушечный
мальчик Вася Экономкин.
· Работа по
экономическому воспитанию будет проходить успешнее при подключении к ней
родителей. Воспитатель должен донести до их понимания важность проблемы
(например, если педагог говорит ребёнку о разумном потреблении, а мама с папой
исполняют любую его прихоть, то о какой эффективности занятий может идти
речь?). Интересная идея — провести аукцион «товаров», которые малыши сделают
дома со своими родителями. Другой вариант — обменяться ими с одногруппниками
(вводится понятие «бартер»). Мама и папа должны объяснять детям особенности
своей работы, рассказывать, довольны ли они зарплатой. Эти старые истинные
понятия о труде и его оплате помогут воспитать в малыше самостоятельность и
бережливость.
В старшем
дошкольном возрасте расширяется круг экономических понятий, с которыми
знакомятся дети. Полученные ранее знания углубляются:
· Ребята знакомятся
с профессиями, которые имеют связь с экономикой и бизнесом: предприниматель,
менеджер, маркетолог, рекламодатель, рекламный агент.
· Педагог учит
дошкольников правильно воспринимать рекламу, умению разбираться в ней,
соизмерять свои желания и возможности.
· Усложняется
понятие производства и потребления.
· Вводится понятие
экономики в быту, ребята осваивают полезные привычки, которые помогают
сохранять природные ресурсы, а также семейный бюджет (например, не оставлять
включёнными свет и воду, бережно относиться к одежде, обуви и пр.).
· Воспитатель
знакомит детей с понятием «валюта», они рассматривают альбом, где изображены
купюры и монеты разных стран.
На занятиях с
воспитанниками старшей и подготовительной группы актуально использование
следующих приёмов:
· Индивидуальное
заполнение таблички семейных расходов (дошкольник ставит плюсы в необходимых
разделах: продукты, одежда, лекарства, крупные покупки, игрушки, транспортные
расходы и т. д.). Это позволит ребёнку понять, из чего складываются расходы в
семье, с пониманием воспринимать временное отсутствие денег.
· Поощрение детей за
активную работу на занятии, правильные ответы (например, это могут быть
изготовленные воспитателем медали).
· Обязательный
анализ занятия, развитие у детей самооценки. Этот момент можно интересно
обыграть. Например, на доске вывешиваются белая и голубая тучка. Если ребёнок
считает, что получил полезные знания, которые ему пригодятся в жизни, то он
приклеивает голубую каплю под голубую тучку. Если же что-то осталось непонятным
или дошкольнику было неинтересно на занятии, то он помещает белую каплю под
белую тучку.
· Продолжается
работа с родителями. Можно заинтересовать их конкурсом презентации собственной
«фирмы»: ребёнок совместно с членами своей семьи придумывает логотип, изучает
рыночный спрос и предложение своего товара и продумывает рекламные ходы.
· В подготовительной
группе можно практиковать экономические шарады и кроссворды.
Виды экономических занятий в ДОУ
Чтобы
экономика стала для дошкольников интересной и понятной, педагог выбирает интересные
формы занятий. В первую очередь это подразумевает включение в их структуру
игрового компонента.
Игровое
занятие
Игра — наиболее
приемлемый способ обучения для дошкольника. Знания ему не
навязываются: путём проб и ошибок ребёнок делает для себя выводы, а педагог его
незаметно направляет. Игровые занятия могут иметь форму «путешествия» ( по
известным сказкам), викторины, соревнования.
Сюжетно-ролевые
игры
Сделать экономику
доступной поможет сюжетно-ролевая игра. Так, уже в средней группе малыши с
удовольствием играют в магазин, кафе, воспроизводя действия взрослых, —
примеряют на себя функцию продавца и покупателя. Также экономическую
направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). Все эти
действия можно включать в занятие. При этом крайне важно, чтобы воспитатель
проговаривал все манипуляции, обогащая словарный запас детей экономическими
терминами. Можно также использовать условные деньги — разноцветные бумажки.
В старшем
дошкольном возрасте педагог предлагает ребятам новые игры – «Аптека», «Банк»,
«Аукцион». Традиционная игра «Магазин» усложняется: ассортимент продуктов
расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а
кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монетки. Детям будет
интересно поиграть и в супермаркет, где продавец рассказывает покупателям о
выгодных акциях. Пусть магазин будет предлагать не только продукты, но и
одежду, игрушки, спортивные и канцелярские товары и пр. Чтобы сюжетно-ролевая
игра максимально была приближена к реальности, воспитатель вместе с детьми
может изготовить ценники для товаров.
В ходе такой игры
важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора:
например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и
постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на
лекарства или на новую одежду? И т. п.
Настольные
игры
В свободное время
дошкольники могут поиграть в настольные игры экономического содержания
(«Менеджер», «Монополия», «Денежный поток»), закрепляя тем самым экономические
понятия (лучше, если они будут играть с воспитателем или под его присмотром:
это довольно сложные игры, правила которых часто требуют дополнительных
объяснений и комментариев). Такие игры подойдут скорее для старшей группы.
Дидактические
игры
В
занятия также стоит активно включать дидактические игры. Это многочисленные
пособия на установление последовательности действий для изготовления какого-то
продукта («Откуда хлеб пришёл?», «Как появляется книга?», «Строительство дома»,
«Как появляется платье?» и пр.). Другие же игры заключаются в том, чтобы
подбирать атрибуты для различных профессий («Кому что требуется для работы»,
«Пятый лишний»). В зависимости от сложности их можно использовать с детьми
разных возрастных групп.
Познавательное занятие
В старшем
дошкольном звене можно проводить традиционные познавательные занятия. В
процессе такой деятельности воспитатель доносит до детей интересную информацию,
сочетая свой рассказ с мини-беседами. Такой подход актуален при знакомстве с
денежными единицами разных стран и крупными предприятиями родного края. На
подобных занятиях очень важна наглядность — красочные картинки и фотографии.
Интересная тема для познавательного занятия — история появления денег. Старшим
дошкольникам будет интересно узнать, что когда-то давно люди обходились без
этого, потому что каждая семья имела всё необходимое для жизнедеятельности, не
было разделения на профессии. Но со временем возникло разделение труда: при
этом одни стали заниматься только разведением скота, вторые — шить одежду,
третьи — молоть зерно и т. д. Возникла проблема бартера, обмена, и было очень
трудно решить, сколько же мешков зерна нужно выручить за лошадь. Так и
придумали деньги.
Коммуникативное занятие-беседа
Экономика —
замечательная тема для развития у дошкольников коммуникативных навыков. Такие
занятия проходят в форме диалога. Воспитатель формулирует чёткие вопросы,
а ребята учатся корректно высказывать своё мнение. При этом
совершенствуется объяснительная и доказательная речь.
Эффективный приём
для работы — разрешение проблемных ситуаций, требующих от ребят
размышления. Вот некоторые примеры:
· Педагог просит
ребят представить, что в их городе пропала наука экономика. Поэтому на
хлебозаводе вместо хлеба по желанию детей стали изготавливать игрушки. К каким
последствиям это приведёт?
· На молочном
комбинате не знают точное количество детей, проживающих в городе. И для
детского праздника изготовили так много мороженого, что на каждого ребёнка
пришлось по 10 кг. Хорошо ли это и к чему может привести?
· Что случится, если
все взрослые перестанут трудиться? (Интересно, что на этот вопрос многие
дошкольники отвечают, что будет плохо, так как не будет денег. Однако педагог
должен донести до детского понимания то, что в этом случае людям станет нечего
есть — все продукты закончатся, одежду сносят и жить со временем будет негде).
· Дети всегда с
интересом и энтузиазмом воспринимают проблемные ситуации на основе известных
сказок:
· Однажды Мальвина
встретила Буратино, который сидел на пенёчке, разглядывая монеты. Он признался,
что у него не хватает денег на покупку букваря. Мальвина сообщила Буратино, что
неподалёку есть интересный дом, где можно вложить свои денежки, а через
некоторое время забрать уже большую сумму. Вопросы к детям:
· О каком доме идёт
речь?
· Что такое
сберегательный банк?
· Карабас-Барабас
решил открыть свой магазин одежды. В первый день пришли покупатели (Буратино,
Мальвина, Пьеро, Артемон) и приобрели несколько вещей. На другой день никто
ничего не купил. И тут Карабас-Барабас заметил, что одежда имеет
непривлекательный внешний вид — где-то оторвана пуговица, где-то есть пятно и
пр. И тогда он придумал ход: зачеркнул цену товара и написал новую — меньшую.
На витрине же появилось объявление о скидках. Скоро все товары раскупили.
Вопросы:
· Что придумал
Карабас-Барабас?
· Выгодно ли
продавать товар со скидкой?
· Три поросёнка
заспорили, из чего можно выстроить самый прочный домик. Ниф-Ниф утверждает, что
из соломы — это самый дешёвый материал. Нуф-Нуф хочет строить из прутьев — они
подороже, но прочнее. А Наф-Наф выбирает кирпич, хотя он и самый дорогостоящий.
Вопросы:
· Какой материал
самый дешёвый?
· Какой самый
прочный?
· Из чего можно было
бы ещё построить дом, если бы герои жили на севере, юге?
· Семеро козлят
захотели помочь своей маме управиться по хозяйству. Они решили сварить суп из
капусты, картофеля, орехов и яблок — всё сложили в кастрюлю, добавили воды и
поставили на плиту. Чтобы почистить ковёр, они стали по нему бегать, прыгать и
кувыркаться. Конечно же, мама Коза не обрадовалась, когда увидела такую
«помощь», ведь козлята не знали правил ведения домашнего хозяйства. Вопросы:
· Почему Коза
огорчилась?
· Какие вы знаете
секреты домашнего хозяйства?
· Крёстная фея
открыла для Золушки собственный салон красоты. Принц приказал слугам разнести
весть об этом по всему королевству. Одни громко рассказывали о салоне на улицах
и площадях, зазывая посетителей, другие разместили объявление в газете. Сама
Золушка разослала всем своим знакомым открытки-приглашения, где указывались
услуги и цены. Вопросы:
· Как жители королевства
узнали о новом салоне?
· Что такое реклама?
В ходе бесед
воспитатель прививает дошкольникам уважение к представителям разным профессий,
ценности любого труда.
Уже в 5–7 лет дети
начинают мечтать стать врачами, парикмахерами, машинистами и пр., — педагог
просит их аргументировать свой выбор. Кроме того, важно рассказывать ребятам о
богатых людях, которые всего добились именно своим трудом, подчёркивая, что для
этого необходимо прилежно учиться в школе, техникуме, институте. Наряду с этим
нужно воспитывать в детях сострадание к людям, попавшим в тяжёлую жизненную
ситуацию.
Чтение
художественной литературы
Знакомить
дошкольников с азами экономики можно средствами художественной
литературы. Например, многие народные сказки воспитывают в дошкольниках
такие черты характера, как хозяйственность, трудолюбие и бережливость,
практичность и расчётливость. Это:
· «Лисичка со
скалочкой»;
·
«Каша
из топора»;
·
«Мена»;
· «Выгодное дело» и
др.
Есть произведения,
которые наглядно демонстрируют процесс производства (например, «Петушок и
бобовое зёрнышко», «Колосок»), сущность рекламы («Лиса и козёл»). Погружение в
волшебную атмосферу способствует активизации собственной деятельности, освоению
знаний и умений в непринуждённой форме.
Для
обучения экономике можно успешно использовать также авторские сказки:
· Липсиц И. В.
«Удивительные приключения в стране «Экономика»;
·
Попова
Т. Л., Меньшикова О.И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном
компьютере и верных друзьях»;
·
Успенский
Э. «Бизнес Крокодила Гены»;
·
Чуковский
К. И. «Муха-Цокотуха», «Федорино горе» (полезные привычки в быту);
·
Катаев
В. «Дудочка и кувшинчик»;
·
Андерсен
Г.-Х. «Огниво», «Новое платье короля»;
·
Перро
Ш. «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик»;
·
Михалков
С. «Как старик корову продавал»;
· Аксаков С. Т.
«Аленький цветочек».
Из
современных авторских произведений можно выбрать для занятия сказку Л.
Ястребовой, Н. Мальгиной «Хранители бюджета».
Также
хороший материал для занятий — стихотворения:
· Михалков С. «А что
у вас?»;
·
Родари
Д. «Чем пахнут ремёсла»;
· Маршак С. «Откуда
стол пришёл?», «Как печатали книгу?».
Помимо того, при
обучении дошкольников экономике можно использовать пословицы и поговорки.
Каждая из них — это маленький рассказ, аккумулирующий многовековую народную
мудрость.
1.
Копеечка
к копеечке — рубль набегает.
2.
Без
труда не вытащишь и рыбку из пруда.
3.
Денежки
труд любят.
4.
Делано
наспех — и сделано на смех.
5.
Деньги
дело наживное.
6.
Приобрёл
вещь — умей обращаться с ней.
7.
Каждую
крошку в ладошку.
Чтение
художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и
характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – дает
объяснение многим непонятным экономическим явлениям.
Экскурсии
Занятие по
экономике можно провести в форме экскурсии. Например, воспитатель приглашает
дошкольников посетить магазин или банк. Ещё один вариант — отправиться на
ближайшие улицы, чтобы рассмотреть рекламные баннеры или соответствующие
вывески на витринах магазинов. Можно познакомить детей поближе с профессиями
сотрудников детского сада, показав их рабочие места.
Трудовая деятельность
Экономическое
воспитание имеет тесную связь с трудовой деятельностью дошкольников. Она
воспитывает в детях такие важные качества, как ответственность,
хозяйственность, бережливость. При этом педагог способствует формированию у
ребят полезных бытовых привычек, эффективному расходованию ресурсов (например,
напоминает выключать воду при мытье игрушек).
Педагог постоянно
обращает внимание детей на испорченные вещи — сломанные игрушки, порванные
книги, показывает, как их можно починить (например, можно совместно заклеить
книги с помощью скотча).
Нужно добиваться у
дошкольников стремления продлевать срок службы окружающих предметов — тогда они
научатся беречь свои и чужие вещи.
Дошкольникам с
детства нужно внушать ценность вещей: ведь каждый предмет кто-то создал своим
трудом. Следует искоренять в детях привычку думать, что всё, что ломается, тут
же легко заменяется новым.
Как
провести занятие по экономике
Занятия расширяют экономический кругозор,
уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми престижными
профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику
товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно
относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и
природным ресурсам.
Такие занятия как «Путешествие в прошлое денег», «Путешествие рубля» познакомят детей с историей
возникновения денег их предназначением, развивают логическое мышление, воспитывают уважительное отношение к деньгам.
; формируют представление детей об экономических понятиях:
валюта (как денежная единица других стран, обмен (бартер, реклама, цена, товар.
Занятие «Первые шаги в экономику» дает
элементарные сведения об экономике,
знакомит детей с «банком», как с учреждением, где
хранятся деньги, с понятием «бюджет», составными
элементами семейного бюджета;
Математическое развитие детей, прежде всего, направлено
на освоение детьми предметно-специфического (математического) содержания,
формирование познавательных и творческих способностей.
Математика вооружает ребенка средствами рационального
познания мира. Счет, измерение, элементарные вычисления - это те способы,
которые ребенок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания.
Применение этих способов в познавательной и практической
деятельности стимулирует поиск, открывает ребенку путь к творчеству.
Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений.
В то же время ознакомление с экономической сферой действительности
способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к
их осознанному применению в новой области.
Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического
содержания) ребенок приобщается к экономической действительности,
учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать
собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий
потенциал.
Логические и задачи, решаемые детьми на занятиях сочетают
в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума,
развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач
повышает интерес ребенка к экономическим знаниям,
учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы,
людей.
Естественное соединение математических и экономических знаний следует осуществлять уже
на начальной ступени их изучения.
Хорошо, если занятия будут проходить так, чтобы дети не
получали «готовых» знаний, а сами делали открытия, узнавали
что-то новое, ведь именно радость открытия нового формирует у детей
познавательную мотивацию, а преодоление интеллектуальных трудностей развивает
волевую сферу.
Варианты тем для экономических занятий в ДОУ
В соответствии с
основными целями экономического образования в ДОУ воспитатель продумывает темы
занятий.
Про
финансы:
«Для чего нужны
деньги»;
«Как появились
деньги»;
«Доходы и расходы
семьи» (как вариант «Семейный бюджет», «Семейные сбережения и их
использование»);
«Что такое банк».
Про
труд и профессии:
«Все профессии
важны»;
«Зачем нужно
работать».
Про
товары и магазины:
«Какие бывают
магазины»;
«Производство и
потребление»;
«Что такое товар и
услуга».
«Реклама: желания
и возможности».
Обобщающие
занятия:
«Финансовая
грамотность»;
«Путешествие по
экономическому воспитанию»;
«Путешествие в
страну Экономика»;
«Экскурсия по
Экономинску».
Как
оформить уголок экономического воспитания в группе
Для лучшего
освоения дошкольниками финансовых понятий воспитатель оформляет в группе
экономический уголок. Он наполняется:
· дидактическими
играми соответствующего содержания;
· атрибутами для
сюжетно-ролевых игр («Магазин», «Кафе», «Банк», «Аукцион»);
· книгами,
энциклопедиями соответствующего содержания;
· здесь же можно
поместить экономическую карту для путешествий;
· здесь же могут
быть альбомы с изображениями валюты разных стран, фотографиями крупных
предприятий родного города или посёлка и их продукции;
· если во время
занятий по экономике воспитатель постоянно задействует определённого
игрушечного персонажа, то он также должен находиться в этой зоне.
Воспитатель Т.А. Федорова
в
Комментариев нет:
Отправить комментарий