Как
привить дисциплину ребенку?
Приучить
детей к дисциплине всегда считалось одной из основных задач педагогики. И если
теперь об этом говорят больше, чем прежде, то вовсе не оттого, что мы только
сегодня наконец поняли, всю важность проблемы, а потому, что осудили старые
авторитарные методы.
Всего лишь
два или три поколения до нас дети не имели естественного для любого человека
права непринужденно выражать свои мысли и чувства, что теперь мы позволяем им
делать. Детям не разрешалось вмешиваться в нашу жизнь, что они, хотя бы
отчасти, делают теперь. Прежде в большинстве случаев от них требовалось только
быть на виду, но так, чтобы их не было слышно. Тогда дисциплина означала лишь
привычку к порядку и повиновение под угрозой наказания.
Разумеется,
бывали и исключения, но вообще в семьях и в детских садах все в один голос
учили детей безропотно занимать свое крохотное и весьма незначительное место в
этом мире.
Меняются,
однако, времена, изменяется и представление о воспитании. Сегодня нам стали
более понятны многие особенности детской психики, которые не были известны
предыдущим поколениям, и мы уже не можем больше применять прежние
дисциплинарные крайности. Более того, мы считаем, что они только вредят
ребенку, если его повиновение и почтительное отношение к взрослым держится,
лишь на страхе наказания, потому что при этом не только подавляются его самые
искренние порывы, но угнетаются его воображение, творческий потенциал,
любознательность, интеллект, утрачивается даже сама способность радоваться
жизни.
Прежде
ребенок учился таить в себе все огорчения и обиды, а это, в свою очередь,
порождало в нем неуверенность и многие другие огорчительные привычки более
старшего возраста. В целом , теперь мы пришли к понимаю, что нельзя требовать
от детей, чтобы они без ущерба для психики вели себя как взрослые.
Сейчас,
когда мы стали лучше понимать мир детства – этот совершенно особый, живущий по
иным законам самостоятельный мир, непохожий на наш, - мы гораздо охотнее
позволяем детям радоваться жизни и не вынуждаем их взрослеть раньше времени.
Такой подход, такая позиция терпимости дает свои положительные результаты – и
дома и в д/с, где детей все менее и менее держат в строгости. Принцип, согласно
которому не следует считать ребенка взрослым в миниатюре и применять к нему
слишком высокие требования, выдвинут крупнейшими научными авторитетами в
области детской психологии. Но и эти требования возлагают на плечи родителей и
воспитателей куда большую ответственность, чем прежний подход.
В самом
деле, мы с вами являемся продуктами более сурового воспитания. И теперь в
каком-то смысле стараемся поступать вопреки принципам, в каких были воспитаны
сами.
Вспомните,
как, предоставляя большую свободу нашим детям, мы частенько напоминаем им:
«Когда мы были маленькими, о таких вещах даже думать нельзя было!». А как часто
мы сомневаемся – может, то, что было хорошо когда-то для нас, будет хорошо и
для них?
Иными
словами, нам трудно оставаться в согласии с самим собой главным образом потому,
что новые идей столь отличны от нашего собственного опыта, и мы все еще
пытаемся жить по старинке, проявляя то великодушие, то строгость.
Итак, одним
из основных понятий, используемых педагогами в процессе воспитания, является
«дисциплина». Латинское значение этого слова – обучение, воспитание. Таким
образом, дисциплина – это процесс научения, образования, включающий средства и
приемы. С помощью которых и осуществляется социализация.
Дисциплина –
это тренировка ума и характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим
владеть собой, достойным и конструктивным членом общества.
Вопросы для
обсуждения:
- А чего же мы
хотим добиться, требуя дисциплины?
- Что
включает в себя дисциплина?
Сюда входят:
достойный пример взрослых, моделирование ситуаций, словесные инструкции,
просьбы, обучение, предоставление ребенку самому возможности учиться и
набираться опыта, и все это под разумным и благожелательным руководством
взрослых. Цель дисциплины гораздо в большей степени состоит в том, чтобы
направить действие, а не наказать за ошибку.
Возрастные
характеристики типов поведения у дошкольников.
В каком
возрасте у наших детей формируется правилосообразное поведение и нормативная
деятельность? Примерно с трехлетнего возраста. Малыш путем простого подражания
взрослым усваивает, как нужно, что можно и чего нельзя.
Результаты
современных исследований свидетельствуют о том, что истоками проступков и
правонарушений несовершеннолетних являются отклонения от нормы в поведении,
игровой, учебной или других видах деятельности, которые наблюдаются в
дошкольном возрасте.
Начало
отклоняющегося поведения, нормативной деятельности вообще. Ребенок, которому не
привиты навыки такого поведения, умение подчиняться требованиям соответствующей
деятельности, со временем вырастет в недисциплинированного человека.
Проводился
эксперимент «Загадочная коробка». Исследователи проверяли выполнение требований
взрослого. Перед детьми ставилась задача: не заглядывать в оставленную без
присмотра коробку.
В
эксперименте было установлено 3 типа поведения детей в данной ситуации:
1-й тип –
дисциплинированный;
2-й тип –
недисциплинированный правдивый;
3-й тип –
недисциплинированный неправдивый.
Описание
поведения дошкольников в экспериментальной ситуации.
1-й тип – такой тип
поведения наблюдается во всех возрастных периодах дошкольного детства. В 3-4
года отмечено преобладание этого типа поведения. Дисциплинированные дети
стремятся следовать инструкции, ведут себя правильно в силу необходимости выполнения
правил поведения.
2-й тип – поведение
детей этого типа искренне импульсивно. К 5-7 годам склонность к такому типу
поведения заметно уменьшается, трансформируясь в 1 или 2 тип.
3-й тип – дети
такого типа поведения легко нарушают правила, легко говорят неправду, лгут
целенаправленно. Особенно ярко это проявляется в 5 лет.
Вначале
контроль за поведением ребенка устанавливается извне на основе авторитета
взрослого, затем по мере взросления ребенок вырабатывает механизмы
самоконтроля, которые позволяют ему существовать по стандартам данного
сообщества не потому, что он должен, а потому, что он хочет. Он принимает эти
правила, ограничения и т.п., они становятся неотъемлемой частью его
самосознания.
Таким
образом, можно выделить ряд принципов, следуя которым взрослый может повлиять
на этот процесс.
Внешний
контроль за поведением необходимым всем детям младшего и среднего дошкольного
возраста. Для каждого возрастного периода и определенного уровня развития
средства контроля будут различны. Однако и вседозволенность, и жестокий
авторитаризм оказываются непродуктивными в любом возрасте.
На ранних
стадиях развития воспитательные приемы могут основываться на организации
деятельности ребенка, например с помощью интересных игр и игрушек, оборудования
игровых площадок на улице и в помещении.
Иногда
помогает изменение ситуации вокруг ребенка. Наприемр, можно переключить его
внимание на другое действе, предмет или вообще вывести из ситуации,
провоцирующей негативное поведение. С детьми постарше можно обсудить их поведение
и в доступной форме объяснить его положительные и отрицательные стороны.
В воспитании
ребенка предпочтительнее использовать ограничения или дисциплинирование?
Ответ:
Если
стремиться воспитывать самостоятельного свободного человека, то мы должны учить
ребенка принимать решения. Но решения должен принимать он сам, учитывать
интересы, нормы общества, так как он живет среди людей. Использование вместо
дисциплины «ограничения» является более гибким способом регулирования детского
поведения. Это труднее, чем командовать, наказывать. Ограничения охватывают
следующие сферы:
- поведение
ребенка должно быть безопасным для него самого и для окружающих его людей;
- предметы,
которыми пользуется ребенок, не должны причинять травм;
- ребенок
должен уметь отвечать за свои поступки;
Отношение к
окружающим людям должно быть достойным и уважительным.
Задача 2.
Как разумнее
вводить ограничения?
Ответ: Вводить
ограничения можно разными способами, избегая директивных («немедленно убери
игрушки!»). Правильнее: «Очень неприятно, когда игрушки разбросаны по комнате».
Цель ограничений – научить ребенка понимать то, что его поведение может быть
неприемлемым для других. И он сам ответственен за свои поступки. Смысл
ограничений: «Твое поведение нежелательно, и я верю, что ты изменишь его». Если
ребенок игнорирует слова, то нужно повторить снова, еще тверже и точнее
объяснить свои ожидания.
Задача 3.
В группу
входит заведующая детским садом. Трое детей здороваются с ней, а большинство
увлечены своим делом и не обращают на заведующую никакого внимания. Дети
объясняют свое поведение тем, что при входе в детский сад они уже здоровались с
кем-то, а с кем именно – они не помнят и не придают этому значения. Почему,
зная правила поведения, дети часто их нарушают?
Ответ: Дети обучены
правилу здороваться, приходя в сад, формально. Это правило не стало для них
нормой поведения, у них не была выработана привычка. Правило нарушается, если
взрослые не помогают детям осознать необходимость его выполнения и не
закрепляют его на практике. Воспитание вежливого отношения к другому будет
более успешным, если ребенку будут не только объяснять нравственный смысл
вежливости, но и станут постоянно общаться с ним в соответствии с нормами
поведения. Только в этом случае вежливость из демонстрируемого образца
поведения перейдет в прочный навык.
Комментариев нет:
Отправить комментарий