вторник, 26 марта 2024 г.

Речевая готовность ребёнка к школе

 


Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка.

Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен будет каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять, требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе.

К тому моменту, когда настанет пора идти в школу и принять на себя новую социальную роль, ребенок в какой-то степени должен стать ответственной и сознательной личностью.

Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Успеваемость будет зависеть от того, насколько хорошо были сформированы определенные предпосылки в дошкольном возрасте:

·  развитый физический слух;

·  нормальное физического развитие будущего школьника;

·  развитая общая и мелкая моторика;

·  нормальная работа центральной нервной системы;

·  любознательность, тяга к знаниям, познавательная активность;

·  правильные представления об окружающем мире (понимание времени, пространства, умение считать);

·  готовность ребенка обучаться в коллективе, коммуницировать со своими сверстниками и т.д.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. При помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Развитие речи не только демонстрирует общее развитие ребенка, но и уровень коммуникативных навыков, а также логического мышления. В связи с этим становится понятно, что речевая готовность ребенка к школе  – это обязательное условие его успеваемости по всем предметам.

 

Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:

1. Умение слушать и слышать других

Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель в устной форме. В этом возрасте крайне важно, чтобы ребенок мог понимать и действовать по той инструкции, которую он получает от преподавателя.

2. Сформированность звуковой стороны речи

Сформированность фонетической стороны речи предусматривает:

·        умение четко и внятно произносить все звуки речи;

·        возможность изменения интонации и темпа с учетом смыслового содержания;

·        умение говорить шепотом, тихо или громко (в зависимости от ситуации);

·         четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр).

Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).

Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении.

 

3. Функции языкового анализа и синтеза (умение различать звуки речи на слух)

Ребенок должен не только уметь различать все звуки в слове, но и определять их последовательность. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».

Формами звукового анализа являются:

·  Умение выделять звук на фоне слова («Есть ли в слове «бочка» звук ч?»). Задача ребенка – определить наличие звука в слове.

·  Умение выделять звук в начале и конце слова («С какого звука начинается слово лошадь?», «Каким звуком заканчивается слово машина?»).

·  Определение места звука в слове («В каком месте в слове «гусеница» стоит звук [н] – в начале, середине или конце?»).

·  Умение назвать все звуки в слове по порядку (последовательный анализ).

Умение назвать количество звуков в слове (количественный анализ).

 называть слова с заданным звуком;

- уметь составлять слова из звуков.

Помимо звукового анализа и синтеза, важно понимание слогового и синтаксического анализа и синтеза.

Слоговый анализ представляет собой умение делить слова на слоги, определить их количество в нем. Ребенок должен уметь составлять слова из представленных ему слогов. Ему доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

Синтаксический анализ представляет собой определение количества и последовательности слов в предложении. Синтез – это умение составлять предложение из представленных слов.

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:

- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);

- пропуски, перестановки, добавления слогов (комната-«кота», печенье-«чепенье», паровоз-«павороз», бабушка – «бабабушка»);

- пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);

- перестановки букв (комната – «конмата»).

 

4. Словарный запас (Лексическая сторона речи).

В этом вопросе огромное значение имеет роль родителей, ведь именно в семье в большей степени формируется словарный запас ребенка. Поэтому среди рекомендаций, которые даются родителем, часто называется употребление ими как можно большего количества сложных слов, сравнений, метафор. Ребенок будет слышать их и спрашивать о том, что именно они означают.

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.

Дети должны уметь:

·  умение четко подбирать слова при назывании действий, предметов;

·  употребление в связной речи слов с обобщающим значением;

·  умение характеризовать предметы (лимон – кислый, небо – голубое, трава – зеленая);

·  умение подбирать возможные действия, характерные для предмета (кошка – мяукает, бегает, точит когти и т.д.);

·  умение подбирать предметы к заданному действию, признаку (школа – класс, парта, учебники, коридор);

·  понимание и употребление в речи антонимов (слабый – сильный, большой – маленький, сладкий – горький);

·  понимание и употребление в речи синонимов (смелый, храбрый, отважный, доблестный);

·  понимание и употребление многозначных слов (шляпка – женский головной убор, гвоздя, гриба);

·  понимание метафор и умение их использовать («золотые слова», «кот наплакал», «каменное сердце»);

·  понимание и употребление фраз с переносным значением («стреляный воробей», «сломя голову»);

·  умение подбирать однокоренные слова (зима – зимний, зимовать, зимовка).

Даже если у ребенка в школе нет проблем с чтением, но его словарный запас скуден, и он не понимает смысл слова, то он не будет понимать содержание прочитанного им материала.

5. Грамматический строй речи

Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными):

а) Навыки словоизменения:

- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);

- употреблять различные предлоги;

- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (н-р: голубое полотенце);

- согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два, пять карандашей);

- правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).

В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:

- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);

- пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);

- ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).

б) Навыки словообразования: Дети должны уметь:

- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);

- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);

- образовывать название детенышей животных;

- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).

Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться:

- замены суффиксов (козлята – «козленки»);

- замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).

Есть и другие навыки, которыми должен овладеть ребенок к школе:

·  использование развернутой фразовой речи;

·  работа с предложением: построение простых предложений, понимание связи слов в предложении и т.д.

·  умение находить ошибки в предложении и исправлять их, умение составлять предложение по картинке и опорным словам;

·  пересказ текста с сохранением его смыслового содержания.

Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении. Может нарушаться самостоятельная письменная речь.

 

6. Связная речь

Под этим понятием понимаются развернутые высказывания, которые использует человек для выражения своих мыслей и желаний. Если с этим возникают проблемы, то процесс школьного обучения оказывается крайне затруднительным.

Готовность к школе детей оценивается по следующим навыкам:

·  поддерживать разговор на тему, соответствующую возрасту ребенка;

·  нормальное общение со сверстниками и взрослыми;

·  умение развернуто описывать окружающие предметы;

·  внятный пересказ пережитых событий (как провел лето, какой фильм смотрел и о чем там говорилось);

·  умение пересказывать сказки, используя собственный словарный запас;

·  умение раскрывать содержание окружающих явлений, картины.

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

 

7. Сформированность графомоторных навыков.

Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные навыки включают в себя:

1.  Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);

2.  Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);

3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);

4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов);

Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.

 

8. Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. 

Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Выражайтесь доступным ребенку языком. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телевизора, компьютерных игр. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Рекомендуется в период подготовки к школе выполнять с детьми пальчиковую и артикуляционную гимнастики, развивать их память и внимание, учить детей пересказу, умению видеть главное в окружающих предметах и литературных текстах, умению правильно устанавливать последовательность событий и рассказывать о них.

Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только письму и чтению, но и по другим предметам в школе.

Родителям в первую очередь следует обратить внимание:

·       правильное произношение всех звуков;

·       умение различать звуки речи на слух;

·       владение навыками звукового анализа и синтеза;

·       словарный запас;

·       сформированность грамматического строя речи;

·       связную речь;

·       речевую коммуникацию;

·       сформированность графомоторных навыков.





Учитель -дефектолог Лашевская Марина Анатольевна

 





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Творить добро – это просто!

  Воспитанники младшей группы «Полянка» совместно с родителями приняли активное участие в благотворительной акции "Добрые крышечки...